Сделать запросЗапрос

30 основных терминов франчайзинга


30 основных терминов франчайзинга

Индустрия франчайзинга переполнена возможностями, но это может отпугивать тех, кто не знаком с его динамичной средой. Терминология, используемая в мире франчайзинга, может быть абсолютно непонятной для новичков. Поэтому очень важно разобраться в ней, когда речь заходит о темах, связанных с понятием франшизы.

Невозможно охватить в одной статье все, что нужно знать о франчайзинге, но знание базовых терминов франшизы поможет понять основу и четко выражать свое мнение:

  1. Франчайзинг — форма взаимоотношений и делового сотрудничества, позволяющая расширять бизнес и распределять товары и услуги через лицензионные отношения между сторонами.
  2. Франчайзер — материнская компания, позволяющая другому физическому или юридическому лицу запускать и вести бизнес, используя свою торговую марку, имя, свои продукты и операционные процессы за определенную плату. При этом передаются технологии производства, ноу-хау и т. д.
  3. Франчайзи — лицо, приобретающее право на собственное ведение бизнеса под именем и системой правообладателя на определенной территории в течение оговоренного срока.
  4. Франшиза – это тип лицензионного соглашения, которое описывает отношения между сторонами договора, включая использование наименования фирмы и товарных знаков обладателя прав, а также сборы, обучение, помощь и рекомендации.
  5. Паушальный взнос — это первоначальный взнос, выплачиваемый франчайзи собственнику прав, как правило, при подписании соглашения о франшизе в качестве вознаграждения за присоединение к системе. Обычно это фиксированная выплата в отличие от процентной ставки роялти, которая используется для компенсации первоначальных затрат франчайзера, маркетинга и других корпоративных расходов. Платится владельцу единоразово.
  6. Роялти — комиссия на регулярной основе (еженедельно, ежемесячно или ежегодно). Обычно это процент от продаж; иногда это фиксированная плата. Некоторые франчайзеры также требуют отдельного сбора для покрытия расходов на рекламу.
  7. Концессия коммерческая — в Российской Федерации определение понятия франчайзинга на законодательной основе.
  8. Договор концессии — определенное соглашение между сторонами, согласно которому владелец прав берет обязательство предоставить пользователю безоговорочное право применить в его коммерческой деятельности весь комплекс исключительных прав на товарный знак и иные объекты интеллектуальной собственности, согласно ст.1027 Гражданского кодекса России.
  9. Начальные затраты (первоначальные инвестиции) — общая сумма, необходимая для открытия бизнеса по франчайзингу. Включает плату за франшизу, а также другие расходы на запуск, такие как покупка или аренда недвижимости, оборудование, расходные материалы, лицензии на ведение бизнеса и оборотный капитал, необходимый в течение начального периода запуска (три месяца).
  10. Соглашение о франшизе — письменный договор, в котором излагаются обязанности как франчайзера, так и франчайзи.
  11. Срок действия соглашения — указывается срок действия обычно от 5-ти до 20-ти лет. В конце срока, если франчайзи имеет хорошую репутацию, большинство франчайзеров разрешают продлить соглашение.
  12. Бизнес-бук — инструкция по ведению бизнеса, описывающая все операционные процессы, а также совокупность мер для соблюдения сторонами правил ведения бизнеса.
  13. Конверсия — предложение франчайзером предпринимателю возможность преобразовать свой существующий независимый бизнес в франшизу.
  14. Внутреннее финансирование — финансирование, предоставляемое франчайзером франчайзи для покрытия расходов, которые могут включать первоначальную плату за франшизу, начальные затраты, оборудование и инвентарь, а также повседневные расходы, такие как начисление заработной платы.
  15. Стороннее финансирование — финансирование, предоставляемое источником, отличным от франчайзера. Многие франчайзеры имеют отношения с банками, чтобы ускорить процесс кредитования для своих франчайзи.
  16. Заочное владение — вариант, предлагаемый некоторыми франчайзерами, который позволяет владеть франшизой, не будучи активно вовлеченным в ее повседневную деятельность.
  17. Субфранчайзинг — отношения, наделяющие основного франчайзи правами продавать франшизу третьим лицам (субфранчайзи) на определенной территории. Такой территорией может быть как отдельный регион, так и другая страна, в случае когда франчайзер желает выйти на международный уровень.
  18. Мастер-франшиза — франчайзи получает эксклюзивные права и становится субфранчайзером на определенной территории. Они могут привлекать новых франшизополучателей, оказывать им материально-техническую поддержку, проводить обучение и получать часть первоначального взноса за франшизу и выручку от уплаты роялти.
  19. Защищенные территории — обещание франчайзера относительно ограничений на развитие конкурирующих точек рядом с франчайзинговым местоположением. Он не будет предоставлять право другим франчайзи или самостоятельно не будет развивать конкурирующие предприятия в пределах определенной географической области.
  20. День открытия — день, когда потенциальные франчайзи приглашаются посетить штаб-квартиру компании и встретиться с командой франчайзинга, узнать больше о культуре компании, увидеть ее деятельность и получить ответы на любые интересующие вопросы.
  21. Бизнес-план — необходим, даже если вы покупаете готовую франшизу. Написание бизнес-плана дает франшизе дорожную карту для бизнеса и позволяет франчайзи «владеть цифрами» в отношении прогнозов будущих затрат и доходов.
  22. Брокер — внешний продавец или фирма, единственная задача которых – помочь выбрать правильную франшизу из сотен существующих или просто сузить поиск. Прежде чем работать с брокером, убедитесь, что он полностью осведомлен об особенностях отрасли и учитывает ваши интересы. Некоторые из них любят называть себя консультантами по франчайзингу, но это неверно.
  23. Ключевой поставщик — поставщик, с которым франчайзер договорился о ценах или наличии продуктов и чьи продукты или услуги являются неотъемлемой частью системы франшизы.
  24. Ретрофранчайзинг или рефранчайзинг — когда существующие местоположения, которые в настоящее время управляются франчайзером, предлагаются для продажи потенциальным клиентам. Одним словом, когда франчайзер продает свою собственную точку новому франчайзи.
  25. Франчайзинг бизнес-формата — соглашение, при котором франчайзер обучает франчайзи всему бизнес-процессу. Он включает в себя маркетинг, продажи, инвентаризацию, учет и процедуры с персоналом. Собственник выдает лицензию на пользование товарным знаком, продуктом и услугами, а также предоставляет метод или систему для ведения франчайзингового бизнеса на основании предписанной операционной практики. Кроме того, франчайзер постоянно оказывает поддержку посредством обучения и коммуникации на период всего срока их деловых отношений и осуществляет контроль за ведением и качеством деятельности.
  26. Франшиза распределения продукции (дистрибуции) — когда франчайзер продает франчайзи производимую продукцию и позволяет им использовать свое имя и товарный знак. Взамен тот платит пошлину или покупает минимальное количество продуктов. В большинстве случаев произведенная продукция требует предварительной подготовки или послепродажного обслуживания со стороны франчайзи. Такая франшиза имитирует отношения между дилером и поставщиком с несколькими различиями в отношениях. Во-первых, франчайзи может продавать или перерабатывать продукцию франчайзера на эксклюзивной основе. Во-вторых, франчайзи получит от своего франчайзера намного больше предложений и услуг, чем в обычных взаимоотношениях дилер-поставщик.
  27. Разрешенные продукты — указанные продукты, которые франчайзи должен купить для использования в своей деятельности. Франчайзер также может указать уполномоченного поставщика. Обычно устанавливается для контроля качества продукции, используемой или продаваемой франчайзи при ведении своего бизнеса.
  28. Уполномоченный (назначенный) поставщик — поставщик продуктов и/или услуг, используемых при ведении бизнеса по франшизе, который был одобрен франчайзером. Может быть либо самим франчайзером, либо дочерней компанией.
  29. Площадь франшизы — отношения во франшизе, позволяющие открывать франчайзи несколько мест, обычно на определенной территории, в заранее согласованные сроки. Зональные франчайзи обычно платят зональный сбор за права, предоставляемые франчайзером.
  30. Плата за рекламу — сумма, выплачиваемая франчайзи головной компании в качестве взноса в рекламный фонд системы франшизы. Фонд, как правило, создается для оплаты создания и размещения рекламы и используется для компенсации административных расходов франчайзера, связанных с рекламой. Платежи обычно рассчитываются в процентах от валовых продаж.

Приобретение готовой франшизы дает начинающему бизнесмену огромные возможности. Но далеко не каждый решается на подобный шаг. Многие колеблются: недостаточно навыков, опасаются рисковать, считают, что открыть бизнес возможно лишь только имея большой капитал. Франшиза предоставляет поддержку и позволяет избежать этих трудностей. Дабы определиться, стоит ли запускать собственное дело, приобретая франшизу, вам поможет данный глоссарий. Этот список охватывает основные термины, чтобы потенциальный франчайзи смог ознакомиться, что значит во франшизе каждый из них.

Подать заявку на получение условий франчайзинга
После оформления заявки наши менеджеры свяжутся с Вами
Першиков Дмитрий франчайзинг Home Market Першиков Дмитрий Директор по франчайзингу «Заодно» Home Market
Першиков Дмитрий
Директор по франчайзингу «Нome Market»
Тел.: 8 (495) 933-32-31 (Доб. 2047)