Сделать запросЗапрос

Налоговый учет для франчайзи


Налоговый учет для франчайзи

Франчайзинг – это смежная форма среднего и мелкого предпринимательства, когда крупные сети позволяют приобрести инвесторам право на использование их торговой марки. Это направлено на масштабирование существующих сетей, на увеличение общего оборота и выручки. При этом компания зарабатывает и при продаже самой франшизы, и с ее обслуживания (на ежемесячных роялти).

Правовое регулирование данной формы взаимоотношений в России

Термина франшизы в российском законодательстве нет. Это значит, что предпринимателям приходится основываться на нормах договора концессии и учитывать многие другие аспекты права. Поэтому для исключения ошибок лучше обращаться к юристам, которые бы разъяснили и провели консультацию в отношении вопроса заключения договора, нормирования условий франчайзи и франчайзера.

По состоянию на конец 2018 года актуальный нормативный акт – это глава 54 ГК РФ, по которому регулируется договор концессии. В документе обязательно должны быть прописаны нормы по передаче права использования торгового знака и других патентов. А правообладатель в свою очередь должен позаботиться о том, чтобы в Роспатенте были зарегистрированы все нематериальные права на те или иные объекты, права на которые передаются по договору концессии.

Нормы налогообложения по франчайзинговому сотрудничеству

У многих предпринимателей возникает вопрос о том, какими налогами облагается ИП при работе по договору концессии. Разберем нюансы учета дохода и расхода, чтобы стороны могли подобрать для себя оптимальную форму взаимоотношений.

Всего существует две базовых системы налогообложения: общая и упрощенная. Она зависит не только от юридической формы (индивидуальный предприниматель или ООО), но и от оборота, выбора самого заявителя.

Общая форма налогообложения франшизы предполагает уплату сразу трех платежей:

  • налог на добавленную стоимость;
  • подоходный налог;
  • страховые взносы.

Это актуально для предприятий со статусом ООО, ОАО и других юридических лиц. Соответственно, подобный налоговый учет рационален для правообладателя. Индивидуальный предприниматель же платит только НДФЛ в размере 13% от полученной прибыли, поквартально. Дополнительно предприниматель может воспользоваться услугой налогового вычета.

В зависимости от вида УСН, общая сумма уплаты в казну для предпринимателя может составить от базовых 6% до 15% с учетом всех надбавок и комиссий.

Обратите внимание на такой пункт, как налоговый вычет. Он означает, что общая сумма налога будет уменьшена на ту сумму, которая была потрачена на получение облагаемого дохода.

Что может быть включено в вычет:

  • затраты на государственную регистрацию договоров, уплата пошлин;
  • паушальный взнос и роялти;
  • фактические траты на рекламную раскрутку и продвижение бренда (если они сделаны непосредственно с вашей стороны);
  • затраты на обучение сотрудников.

Такие траты должны быть подтверждены документально, чтобы они могли учитываться под вычет.

Примечание: сотрудничество между правообладателем и франчайзи может определяться конкретными сроками по документу. Если сроки не указаны, то по нормам это означает актуальность соглашения на протяжении 5-ти лет с момента подписания.

Обращаем особое внимание на учет паушального взноса!

Все потенциальные стороны франчайзинга знают, что входит в стоимость франшизы. Во-первых, это паушальный взнос. А во-вторых, ежемесячная комиссия в форме роялти. Важно понимать, что не всегда первый взнос (или фактическая стоимость франчайзингового пакета) является расходом франчайзи.

Здесь нужно обратить внимание на содержимое самого договора. В пункт расходов паушальный взнос может быть включен, если по документу осуществляется передача прав на изобретения, ноу-хау, секреты производства, уникальные патенты/технологии, промышленные образцы, лицензированное программное обеспечение.

По какому графику нужно платить налоги во франчайзинге

Существует определенная периодичность, которой необходимо придерживаться при оплате взносов фискалам.

Выделим основные платежи УСН (оплата осуществляется 4 раза в год, по кварталам):

  • За I кв. (январь, февраль, март) – во II квартале;
  • За II кв. (апрель, май, июнь) – в III квартале;
  • За III кв. (июль, август, сентябрь) – в IV квартале;
  • За IV кв. (октябрь, ноябрь, декабрь) – в I квартале следующего года.

Оплачивать квитанции можно через Сбербанк (в кассе любого банковского отделения) или через интернет-кассу (через личный кабинет). Уведомлять о том, что вы работаете по договору коммерческой концессии фискалов не нужно.

Чем УСН выгоднее для франчайзи

Нельзя однозначно сказать, что упрощенный вариант начисления и уплаты налогов является самым выгодным.

Для выбора такой системы необходимо соответствовать основным требованиям:

  • Количество официально оформленных сотрудников – менее 100 человек;
  • Общий доход (выручка) за период – менее 150 миллионов рублей;
  • Оценочная стоимость (активы) – менее 150 миллионов рублей.

Минимальная ставка по УСН для предпринимателей по договору коммерческой концессии составляет 6% от полученного дохода. Также существует формат, при котором учитывается полученный доход с вычетом расходом. Более детально о выборе системы налогообложения можно прочитать на официальном сайте государственного органа.

Предпринимателю важно помнить о справках, которые необходимо сдавать вовремя (при наличии сотрудников):

  • СЗВ-М (каждый месяц);
  • 4-ФСС (каждый квартал в Фонд социального страхования);
  • РСВ-1 (каждый квартал);
  • 6-НДФЛ (каждый квартал);
  • 2-НДФЛ (ежегодно).

Для того, чтобы франчайзи не запутался в отчетности и своевременно подавал информацию, желательно воспользоваться услугами внештатного бухгалтера.

Обратите внимание, что УСН не применяется для организаций, которые имеют собственные филиалы. Соответственно, такая форма обложения налогом не подходит для франчайзеров.

Какие платежи нужно проводить по бухгалтерии и учитывать в отчетах для фискалов

Часто у франчайзи возникают вопросы относительно того, какие платежи нужно учитывать в отчетности. Очень важный пункт – это расходы. Так как их фактический объем и влияет на то, сколько в конечном итоге придется франчайзи платить НДФЛ, НДС.

1 статья 264 НК РФ описывает, что платежи за пользование торговой маркой и различной интеллектуальной собственностью являются базовыми расходами организации, поэтому они подлежат соответствующему учету. Роялти также следует учитывать в отчетности, как прочий расход. Но он упоминается лишь в периоде, когда была совершена оплата по нему (по факту).

Паушальный взнос также учитывается лишь в том периоде, когда была совершена фактическая оплата. При оформлении документа коммерческой концессии обращайте внимание на сроки действия договора. Существует разница между учетом платежей по бессрочному документу или документу с ограниченным сроком действия. Сумма платежей учитывается в документах полностью, с учетом оплаты НДС.

Для того, чтобы налоговая служба подтвердила факт наличия расходов в связи с оплатой комиссии за пользование интеллектуальной собственности, торговый знак должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Соответственно, франчайзи должен удостовериться, что франчайзер зарегистрировал документы в организации и имеет полное право продажи права пользования торговой маркой и другими интеллектуальными разработками.

Франшиза для ИП – это для многих единственная возможность открыть стабильный бизнес без значительного вложения в рекламный бюджет, с наработанной базой целевой аудитории. Перед покупкой пакета можно зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель или даже ООО (если речь идет о крупном бизнесе). Всегда следите за актуальными обновлениями законодательной базы, чтобы не упустить важной детали!

Подать заявку на получение условий франчайзинга
После оформления заявки наши менеджеры свяжутся с Вами
Першиков Дмитрий франчайзинг Home Market Першиков Дмитрий Директор по франчайзингу «Заодно» Home Market
Першиков Дмитрий
Директор по франчайзингу «Нome Market»
Тел.: 8 (495) 933-32-31 (Доб. 2047)