Сделать запросЗапрос

Оформление франшизы: взгляд юриста


Оформление франшизы: взгляд юриста

Регулирование франчайзинга в российском законодательстве осуществляется через договор концессии. Сам термин при этом не описывается в нормах, поэтому у потенциальных франчайзи и франчайзеров часто возникают сложности с юридически правильным установлением взаимоотношений. Поэтому любой юрист по франчайзингу ссылается на 76 главу Гражданского кодекса, статьи 1115-1118. Эти законодательные пункты описывают договор коммерческой концессии. По нему правообладатель может передавать за вознаграждение третьей стороне определенный пакет прав (на использование торговой марки, патентов, промышленных образцов и инструкций, коммерческих тайн и прочее).

Но на практике регистрация договора франшизы у российских предпринимателей обычно происходит по простому коммерческому договору с базовыми условиями. Фактически, составляется лицензионный документ о передаче прав на определенные позиции, которые расписываются в документе (те же права на использование торговой марки, промышленные образцы и иное). В таком случае легко упустить важную деталь, которая в будущем может вызвать разногласия правообладателя и франчайзи.

Например, простой лицензированный документ редко включает в себя такие нюансы, как:

  • Необходимость проведения франчайзером обучающих курсов для персонала, проведение инструктажа по технике безопасности, по работе с целевой аудиторией.
  • Необходимость предоставления базовой технической документации, контроль за такими деталями, как оформление интерьера, закупки расходных материалов и подобное.

Полноценный договор франчайзинга (концессии) должен включать все необходимые действия со стороны правообладателя. Включая передачу инструкций по работе, оказание консультационной юридической помощи, помощь в выборе коммерческого помещения, предоставление инструкций по работе с торговым оборудованием и подобное.

Франчайзи, в свою очередь, должен гарантировать соблюдение следующих условий:

  • Соблюдение единых стандартов качества.
  • Обеспечение единого коммерческого предложения (ценообразование, ассортимент и качество, описанные в инструкциях от франчайзера).
  • Не разглашать коммерческие тайны, секреты юридического лица-правообладателя.
  • Соблюдать единые нормы поведения сотрудников.

Здесь можно увидеть аналогию с договором дистрибьюции, который заключается с правообладателями и потенциальными дистрибьюторами. Но отличие договора концессии заключается в том, что он подразумевает все описанные нормы, и детально расписывать их по пунктам с юридической точки не требуется в дополнении к документу.

Важно отметить, что и франчайзи, и франчайзер в тандеме несут ответственность за качество предоставляемых услуг и за качество продукции, продаваемым покупателям. Приведем пример: в одно из точек крупной сети ресторанов произошло отравление. В таком случае законодательную ответственность несет и правообладатель, и франчайзи за несоблюдение установленных стандартов качества.

Зачем нужен договор концессии? Можно ли его заменить договором о дистрибьюции, лицензионным соглашением или прочим?

Очень важная деталь именно в документе о концессии – это возможность устанавливать определенные ограничения для франчайзи. Например, франчайзер может одним пунктом ограничить конкуренцию на территории определенного района или области. Это может быть выгодно и правообладателю, и получателю прав.

Также по указанному типу договора можно строго ограничивать возможности сторон по изменению ценовой политики. В договоре о дистрибьюции это расписывается достаточно обобщенно, поэтому в случае возникновения споров юристы могут трактовать условия по-разному.

Договор концессии позволяет открыть бизнес по франшизе, который будет защищен от конкуренции и от неправильной ценовой политики. Со стороны франчайзера обычно устанавливается норма поставки расходных материалов/продукции или сырья по исходной цене от поставщиков. Это исключает возможность франчайзи использовать более дорогие или некачественные товары/сырье/материалы.

Обратите внимание: в дистрибьюции или других видах соглашений, отличных от концессии, не может быть установлено ограничение на деятельность юридических лиц на определенной территории. Подобная норма автоматически попадает в запрет антимонопольным комитетом. Но законодательно для франшиз установлено ограничение.

Правовые особенности передачи прав на пользование торговой маркой

Очень важный нюанс по договору франчайзинга – это возможность получить франчайзи право использовать существующий торговый знак от франчайзера. И для этого второй стороне предварительно необходимо пройти сложный и длительный процесс регистрации ТМ в Роспатенте (в среднем процедура занимает 10-12 месяцев).

На что передается право пользования (по договору концессии):

  • Коммерческие тайны (например, секретная рецептура продукта и подобное).
  • Технические задания и инструкции к работе.
  • Базы данных.
  • Дизайнерские решения.
  • Патенты на изобретения.
  • Бренд буки.

Передача права пользования торговой маркой подразумевает, что зарегистрированная ТМ может указываться на рекламных вывесках, баннерах, в коммерческом предложении и в другой документации/рекламе франчайзи в соответствии с действующим законодательством. Покупатель франчайзингового пакета не может отказаться от передачи ему прав на ТМ и патенты.

Другой взгляд на франшизу подразумевает работу непосредственно от имени головной компании (держателя торговой марки). Это верно, так как выше мы писали, что правообладатель и партнер отвечают перед законом солидарно (здесь есть юридические нюансы, которые будут изложены в другой статье).

Без наличия официального патента на торговый знак франшиза не будет считаться таковой. В таком случае договор концессии не будет ликвидным – он будет считаться с юридической стороны, как лицензионное соглашение.

Какие детали должны быть пересмотрены и учтены в договоре

Первое, на что стоит обратить внимание, это достоверное указание сторон и их данных. Соглашение (договор концессии) обычно заключается с юридическим лицом (обе стороны чаще выступают юридическими лицами). Реже – франчайзи выступает индивидуальным предпринимателем (для недорогих франшиз с потенциально небольшим оборотом). С физическим лицом такой документ не может быть заключен.

Предмет

Понятие предмета договора охватывает деталь/детали, которые должны быть учтены при его соблюдении. В данном случае речь идет о детальном описании соглашения (товарного знака, патентов и иных элементов). Необходимо не только перечислить предмет франчайзингового соглашения, но и детально расписать по каждому элементу (например, дату регистрации в Роспатенте).

На все дополнительные документы необходима прямая отсылка с датами (например, на патент, регистрацию товарного знака, сертификаты).

Способы использования

Обязательное условие – это ограничение на использование передаваемого предмета. Например, копирование торгового знака и его передача третьим лицам со стороны франчайзи запрещена. И это необходимо четко урегулировать в документе. Помимо общих ограничений необходимо указать точный срок действия правил и территорию, на которую они распространяются.

Оплата стоимости франчайзингового пакета

Стоимость франшизы состоит из двух платежей:

  • Паушальный взнос – это разовая первоначальная сумма, которая является платой за приобретение права открытия бизнеса под единой торговой маркой известного бренда.
  • Роялти – постоянный, ежемесячный платеж, который является комиссионным вознаграждением франчайзера.

Состав оплаты по документам может меняться – это зависит и от типа франшизы, и от предлагаемых условий. Размер платежей не нормируется ни единой законодательной нормой. Например, паушальный взнос – это фактическая стоимость пакета, которая включает часть себестоимости его разработки. А вот роялти – это, скорее, комиссия для проведения рекламных кампаний, для оказания консультационной и фактической помощи по месту со стороны менеджмента головной компании.

Точное разграничение условий оплаты – гарантия отсутствия последующих споров. С 1 июня 2016 года, по законодательным нормам, необходимо при возникновении споров между сторонами франчайзингового договора направлять письменно претензии второй стороне до подачи судебного иска. Это продлевает процесс решения споров, поэтому юристы рекомендуют учесть все детали еще на стадии формирования документации и ее соглашения.

Спорные ситуации: а что если франчайзи начнет работать не по франшизе и захватит долю рынка по региону?

Спорные ситуации часто возникают между сравнительно недорогими франшизами локального масштаба. На практике в России не было судебных разбирательств франчайзи с правообладателями франшизы международного уровня, на примере McDonald’s. А вот региональные компании-правообладатели часто сталкиваются с проблемами, когда франчайзи выходят из-под управления, разрывая документ в одностороннем порядке. При этом они меняют название, но продолжают работать с единым продуктом, оборудованием.

В таких ситуациях у правообладателя возникают претензии, которые заканчиваются судебными исками.

Чтобы защититься от кражи коммерческих идей, фирменного стиля и других деталей, рекомендуется использовать следующие механизмы:

  • Подписать с потенциальным партнером дополнительное соглашение о неразглашении коммерческих тайн (NDA).
  • Информировать франчайзи о нормах статьи 14.33 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, касающихся ответственности за недобросовестную конкуренцию.
  • Информировать франчайзи о возможности привлечения партнера к ответственности по статье 183 Уголовного Кодекса РФ за преследование конкурентов (промышленный шпионаж в пользу франчайзи).

Данные нормы юристы рекомендуют прописать в договоре, в разделе «Ответственность сторон». Дополнительно рекомендовано прописать материальную ответственность за «выход» из франчайзингового договора в одностороннем порядке. Только в таком случае правообладатель будет защищен и с правовой, и с материальной точки зрения от кражи идеи и от коммерческого шпионажа с действующим партнером.

Что делать, если вы решили прекратить сотрудничество с франчайзи

В этой статье вы узнали, с чего начать во франшизе и как выстроить юридически грамотное взаимоотношение между держателем торговой марки и новым партнёром.

Но изначально стоит быть готовым к тому, что с некоторыми партнерами придется разрывать договор, и сделать это лучше будет в добровольном порядке. Соответственно, в договоре должен быть описан процесс досудебного разрыва партнерства.

Учтите следующие моменты:

  • Партнер после прекращения действия договора концессии должен вернуть такие элементы, как шаблоны, инструкции, технические задания и технические карты, а также всю фирменную продукцию (одежду, логотипы и подобное).
  • Ответственность партнера за использование товарного знака и фирменного стиля сразу после прекращения действия договора концессии (вплоть до уголовной ответственности).
  • Степень ответственность за нарушение условий договора.

Причиной разрыва партнерства может стать, как одностороннее решение, так и грубые нарушения со стороны франчайзера/франчайзи. Например, франчайзи может несвоевременно вносить роялти или систематически нарушать технологическую карту, не придерживаться заданных критерий качества. Соответственно, при любых нарушениях установленных стандартов франчайзи рискует потерять доверие. Разрыв договора не включает пункт о возврате паушального взноса и роялти – это также учитывается в документации.

Только грамотное юридическое сопровождение взаимоотношений между правообладателем и франчайзи позволит сформировать успешное, долгосрочное и эффективное сотрудничество.

Подать заявку на получение условий франчайзинга
После оформления заявки наши менеджеры свяжутся с Вами
Першиков Дмитрий франчайзинг Home Market Першиков Дмитрий Директор по франчайзингу «Заодно» Home Market
Першиков Дмитрий
Директор по франчайзингу «Нome Market»
Тел.: 8 (495) 933-32-31 (Доб. 2047)