Сделать запросЗапрос

Правовые аспекты бизнеса по франшизе в России


Правовые аспекты бизнеса по франшизе в России

Взаимоотношения между сторонами франчайзинга имеют очень важное значение для достижения успеха в бизнесе. Так как деловые отношения устанавливаются в основном на длительный период времени, то фундамент для них должен быть создан основательный, обе стороны должны иметь общее видение своей деятельности.

Франчайзинговая система имеет свою юридическую специфику, поэтому следует прибегнуть к консультациям опытного правозащитника, специализирующегося на франшизах, для точного понимания вопросов юриспруденции. Так вы сможете защитить себя от промахов, которые могут в будущем дорого стоить.

Обычно франчайзинг регулируется федеральными законами, требующими, чтобы франчайзер предоставлял потенциальному франчайзи всю необходимую информацию, которая обрисовывает их совместные отношения. У 16 ​​государств мира есть свой закон о франчайзинговых отношениях. Но для российской экономики это сравнительно новая форма предпринимательства. В России законодательства о франчайзинге, как такового, не существует, поэтому коммерческое право и отношения регулируются франчайзинговым соглашением. Такие соглашения считаются стереотипными вследствие того, что владельцу станет непросто управлять сетью в случае, если с каждой точкой будет отдельный договор. Соглашение должно отображать права и прямые обязанности обеих сторон. Действует оно на период до 10 лет. По его истечении франчайзи может продлить контракт на следующий срок, причем процедура пролонгации может повторяться неоднократно.

Единым нормативным документом, регламентирующим взаимоотношения обеих сторон, считается глава 54 Гражданского кодекса РФ. В противовес от общепризнанной мировой практики, данная глава содержит другое обозначение участников сторон. Франчайзинг именуется, как «коммерческая концессия», в качестве «правообладателя» выступает франчайзер, и франчайзи, соответственно, – «пользователь». Стоит отметить, что, главные положения были взяты из законодательства иностранных государств. Кое-какие главные положения ГК Российской Федерации отвечают международным аспектам бизнеса:

  • пользователь будет использовать бизнес репутацию правообладателя в конкретном сегменте региона, в установленных условиями объемах и определенной форме франчайзинга в России (продажа товара, выполнение работ или оказание услуг);
  • пользователь выплачивает обладателю прав фиксированный единоразовый или же повторяющиеся взносы, проценты от выручки или маржи на оптовую стоимость продукции;
  • компания-владелец дает пользователю исключительные права на фирменное название и информацию о предпринимательской деятельности.

Впрочем, глава ГК №54 имеет кое-какие неоднозначные положения, усложняющие работу обеих сторон при открытии бизнеса по франшизе. Это, согласно ст.1028, процедура регистрации соглашений концессии одновременно в налоговых органах, а также в ведомстве по патентам. Достаточно было бы зарегистрировать контракт в какой-нибудь одной из этих инстанций. Следующим алогичным положением выступает предоставление права для франчайзи по окончании срока действия договора заключать новый на тех же самых условиях (ст.1035). Это замедляет развитие всей системы франчайзинга, так как за несколько лет могут произойти кардинальные изменения.

Также в ст.1034 говорится о коллективной ответственности франчайзера по притязаниям, выставленным пользователю. Это значит, что главная компания за расхождения в качестве товаров или услуг, указанных в договоре концессии, несет ответственность наравне с франчайзи. Однако же, франшиза предполагает абсолютную независимость сторон друг от друга. А субсидиарная ответственность, которая прописана в данной статье, ставит всю систему в такое положение, когда предпринимателям становится выгоднее развитие своего собственного бизнеса, чем продажа или покупка франшизы. В этом и есть несовершенство отдельных сторон законодательных актов.

Подать заявку на получение условий франчайзинга
После оформления заявки наши менеджеры свяжутся с Вами
Першиков Дмитрий франчайзинг Home Market Першиков Дмитрий Директор по франчайзингу «Заодно» Home Market
Першиков Дмитрий
Директор по франчайзингу «Нome Market»
Тел.: 8 (495) 933-32-31 (Доб. 2047)