Сделать запросЗапрос

Регистрация договора коммерческой концессии


Регистрация договора коммерческой концессии

Существуют базовые нормы регистрации договора концессии. По статье 1028 Гражданского Кодекса необходимо перед регистрацией документа о передаче прав пользования торговой марки получить соответствующие бумаги от Роспатента. В частности, франчайзинговый пакет не может быть продан без получения документов от государственной службы о том, что вы являетесь единым обладателем прав на конкретную торговую марку, патент, фирменный стиль. Это нужно, чтобы защитить потенциальных франчайзи от недобросовестных продавцов.

Договор коммерческой концессии — это документ, который нормирует обязанности и права обеих сторон в сделке о купле-продаже франшизы. В России термин franchise не прописан в законе. Вместо него используется норма о коммерческой концессии.

Базовые факторы составления договора

Можно выделить следующие правовые требования по данному виду документов:

  • Вид — письменное составление.
  • Регистрация документа — в органе Роспатент (обязательно).
  • Сроки действия — нормируются прописанными условиями.
  • Что может являться предметом — права на использование торговой маркой, патенты, ноу-хау, фирменный стиль, нематериальная собственность.

При этом регистрация договора коммерческой концессии может осуществляться и с юридическим, и с физическим лицом без ограничений.

Для франчайзера выгода заключается в том, что он полностью защищает свои первичные права, при этом масштабирует бизнес и не привлекает сторонних инвесторов. Деятельность франчайзера позволяет правообладателя лишить себя рисков потери прибыли в случае каких-либо внутренних или внешних факторов (например, экономический кризис). Новый партнер предоставляет деньги для открытия бизнеса и полностью ведет операционное управление. Франчайзер, пусть и лишается части возможного дохода, но при этом он имеет стабильную выручку в виде роялти, которая дополняется первоначальным паушальным взносом.

Для франчайзи выгода заключения договора концессии состоит в следующем:

  • Получение права на открытие дела уже с развитым брендом (не нужно инвестировать в маркетинг, разрабатывать рекламную стратегию и подобное).
  • Получение готовой базы поставщиков (продукции для перепродажи, расходных материалов).
  • Лояльность клиентов.
  • Консультационная помощь.
  • Фактическая помощь в открытии (предоставляются инструкции, помощь при выборе и регистрации аренды коммерческого помещения).

Соответственно, обе стороны имеют собственную выгоду. С юридической точки зрения договор франчайзинга может распространяться на любой вид деятельности. По единому образцу документа можно открыть и ресторан по франшизе, и медицинский центр, и детский образовательный центр. Разница заключается лишь в его дополнении (например, расписывается необходимость лицензирования или передача патента на ту или иную деятельность). Если речь идет о сложном виде деятельности (общепит, медицина, производство), то франчайзер оказывает обычно всю необходимую поддержку (предоставление лицензии, консультации специалистов).

В отечественном законодательстве передача прав на пользование торговой маркой регулируются именно договором концессии. А вот непосредственный договор франшизы регулирует уже взаимоотношение сторон в бизнесе (соответственно, процедуру ведения дел со стороны правообладателя и нового партнера). Не путайте договор концессии с документом о дистрибьюции или партнерстве — это совершенно разные вещи.

Инструкция по правовому урегулированию вопросов между франчайзи и франчайзером

Открытие бизнеса по франшизе должно начинаться с изучения и определения для себя потенциально перспективного продавца франчайзингового пакета.

Чтобы вы детальнее разобрались в этой теме, мы распишем потенциальную инструкцию на примере одного из видов бизнеса.

Ресторан «Маяк» имеет уникальную концепцию, фирменный стиль. Торговая марка (логотип, название) запатентованы в Роспатенте. Чтобы продать франшизу, необходимо собрать пакет. Это процедура должна проводиться специалистами, поэтому рационально доверить это исполнительному директору, маркетологу или сторонней компании.

После того, как все элементы полноценного франчайзингового пакета собраны, необходимо совершить действия:

  • Найти потенциального франчайзи и заключить с ним ДКК (договор коммерческой концессии).
  • Передать полностью пакет франшизы.
  • Обеспечить запуск партнерского бизнеса после уплаты партнером паушального взноса и роялти (все это прописывается в ДКК).

Обратите внимание, что вместо ДКК может заключаться лицензионное соглашение. Но это получается не франчайзинг, а просто передача прав на использование нематериальной собственности (названия, логотипа, слогана и подобное). Соответственно, и по агентскому, и по лицензионному соглашению франчайзи будет ограничен в правах.

Какие обязанности возлагаются на правообладателя при продаже франшизы

Именно по составу пакета franchise можно судить по ее эффективности, качеству и перспективе. В полной мере в паушальный взнос и ежемесячный роялти должны входить:

  • Инструкция к работе (составляется в свободной форме технологом, маркетинговым или операционным директором);
  • Разрешение на право использования ТМ, фирменным стилем, патентами (по ДКК);
  • Проведение инструктажа для персонала;
  • Консультирование юристов и представителей правообладателя по поводу открытия бизнеса;
  • База поставщиков для товара, расходных материалов, мебели и торгового оборудования;
  • Бизнес-план;
  • Маркетинговая стратегия.

Обратите внимание, что партнер всегда остается под пристальным вниманием франчайзера. Это значит, что правообладатель вправе устанавливать штрафные санкции за нарушение условий договора. В частности, если вы меняете режим работы, используете не фирменный стиль одежды персонала. А в случае значительного отклонения от ассортимента и качества изготовляемой продукции франчайзер вправе разорвать с вами договор с лишением права использовать в дальнейшем логотип и название компании.

Особенности ДКК для правообладателя и партнера

Любой образец договора коммерческой концессии, который вы сможете найти в Интернете, содержит базовые пункты и может быть дополнен по желанию правообладателя.

Каждая сторона по документу получает определенные обязанности и возможности. Например, франчайзи должен соблюдать нормы качества, прописанные в инструкции к работе. Как было написано выше, за нарушение условий предусмотрены штрафы. Для контроля за качеством исполнения условий договора владелец франшизы может проводить регулярные проверки, сверять финансовую отчетность. Ведь в 30% случаев уплата роялти осуществляется по объему выручки, а не в фиксированном выражении. Параллельно инвестор, представляющий бренд в определенном регионе, может рассчитывать на постоянную рекламную поддержку бренда, на обучение его сотрудников и консультационную помощь в ведении бухгалтерской отчетности.

Решение споров относительно норм и условий ДКК в России, к сожалению, часто сводится к длительным судебным разбирательствам. Поэтому юристы рекомендуют на начальной стадии обсуждения деталей будущего сотрудничества определять возможные пункты прав и обязанностей сторон. Споры не будут возникать, когда франчайзи будет ознакомлен полностью со всеми условиями сотрудничества.

Но нередки случаи, когда правообладатель скрывает реальное положение дел. Например, завышает показатели доходности своих партнеров, чтобы выгоднее продать франчайзинговый пакет. Также споры могут возникнуть из-за недобросовестности правообладателя, когда процесс работы нарушается из-за несвоевременных поставок сырья/товара. Особенно это актуально, когда вся деятельность выстроена на поставках продукции от самого франчайзера или его дистрибьюторов.

Имеются ли недостатки во франчайзинге?

Несмотря на множество плюсов, потенциальный инвестор должен изначально понимать возможные недостатки. Среди них:

  • Жесткие условия работы.
  • Ограничение в заработке посредством большого размера роялти (не в каждом случае).
  • Потенциальные траты за счет паушального взноса и роялти.

Жесткость условий проявляется в том, что детальные нормы и пункты не позволяют партнеру сделать шаг в сторону. Об этом уже было написано выше. Например, даже за разглашение коммерческой тайны можно попасть под административную ответственность по закону. Вы не сможете менять оформление зала, форму сотрудников, меню, ассортимент, цены. Все условия прописаны в инструкции к работе.

Ваша задача — минимизировать риски и получить максимальный объем информации еще до начала подписания договора. Узнавайте у франчайзера все условия и сам ДКК предоставьте предварительно на изучение юристу. Только так вы сможете апеллировать его условиями и сформировать комфортную среду для работы.

Законодательные аспекты оформления договора коммерческой концессии

В среднем процесс оформления франчайзингового пакета длится до 2-х месяцев. За это время нужно не только получить регистрационные документы в Роспатенте, но и полностью собрать пакет. Официальная пошлина за регистрацию ДКК составляет около 14 800 рублей (сумма может быть изменена законодательными нормами). Все условия и стоимость можно узнать на сайте Роспатента. Там же доступен сервис для подачи заявления в режиме онлайн, без фактического помещения офиса.

Каждый образец договора франшизы имеет пункт о сроке действия. Но не в каждом случае временные ограничения актуальны. Иногда стороны не включают этот пункт в конечную версию документа. Разорвать деятельность имеет право, как франчайзер, так и франчайзи. Но больше возможностей для этого именно у правообладателя. Со своей стороны партнер может в добровольном порядке подать заявление на аннуляцию договора и разорвать его без выплаты штрафных санкций.

Когда нужно заключать ДКК

Не в каждом виде партнерства нужно заключать упомянутый документ. Например, если вы хотите продавать уникальную продукцию какого-то производителя, то рациональнее заключить партнерское соглашение или договор дистрибьюции. В таком случае вам не нужно использовать право на торговую марку. Ведь название бренда в упомянутом случае будет лишь рекламой и представлением интересов конкретной компании.

Хотите производить продукцию конкретного завода? Заключите лицензионное соглашение и получите патент. Это упростит процедуру и сократит объем документации для открытия своего дела.

Рационально использовать франчайзинг, если вы хотите именно работать под торговой маркой компании и полностью внедриться в их сеть.

В стандартном формате документ коммерческой концессии имеет 9 пунктов:

  • Предмет договора.
  • Регион использования прав (территориальное разграничение по деятельности франчайзи).
  • Обязанности сторон.
  • Денежная оценка (имеется в виду вопрос материального вознаграждения франчайзера).
  • Ответственность сторон.
  • Срок действия.
  • Общие положения.
  • Контакты и реквизиты.
  • Подписи.

Если все вышеописанные советы будут соблюдены, то обе стороны могут рассчитывать на плодотворное сотрудничество.

Подать заявку на получение условий франчайзинга
После оформления заявки наши менеджеры свяжутся с Вами
Першиков Дмитрий франчайзинг Home Market Першиков Дмитрий Директор по франчайзингу «Заодно» Home Market
Першиков Дмитрий
Директор по франчайзингу «Нome Market»
Тел.: 8 (495) 933-32-31 (Доб. 2047)